?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оттепель и Пастернак

Опять. И снова. Третьяковка.
Немного грусти в ленту.

Tretyakovgallery Космынин Ю.И. Пастернак-58. 1966. Бумага газетная, ксилография, 59*41


Космынин Юрий Иванович.Пастернак-58.
1966 г. Бумага газетная, ксилография, 59*41 Государственная Третьяковская галерея.

Приглядевшись к полосе наверху, можно прочесть:
"Письмо редколлегии журнала "Новый Мир" автору романа "Доктор Живаго".
Это письмо написано в 1956 году- отказ опубликовать роман, а казалось бы- период Оттепели в истории.
Несколько экземпляров рукописи оказались за границей, что и привело к мировому успеху.

Задержалась надолго у данного стенда, прочитала документ на 3 листах.
Сфотографировала бездушный машинописный текст:
Лист 1.




Лист 2.



Лист 3.



Читаемо?

Борис Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе, отказался от неё, на церемонию вручения не поехал.
Время все расставило по своим местам. Что то из того периода быстро забылось, а талантливые произведения останутся навсегда, независимо от того, печатались они в то время или нет.

Помните? Я рассказывала о Доме писателей в Лаврушинском переулке?
Дом Драмлита

#дом #house #домписателей


Из официальных источников:"Заселение в доме началось в 1937 г. Одним из первых перебрался сюда Б. Пастернак, в маленькую квартирку в башне под крышей. Об этом доме он упоминал в одном из стихотворений. В начале войны Пастернак оставался в Москве и вместе с другими жильцами ночами дежурил на крыше, засыпая песком зажигательные снаряды. В одну из ночей в Дом писателей попали фугасные бомбы, разрушив 5 квартир. После войны Пастернак вернулся в Лаврушинский переулок. Именно здесь был написан роман «Доктор Живаго»."
Фото, из открытого доступа в Интернете.



То самое стихотворение, упоминающее дом.

Музыка
Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.

И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Bнизу остался под ногами.

Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.

Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.

Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.

Или, опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полет валькирий.

Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески./i>




Comments

( 19 comments — Leave a comment )
dunlios
Mar. 1st, 2017 01:48 am (UTC)
"...а казалось бы - период оттепели в истории".
Не надо быть излишне наивным.
Всё, что делают власти в СССР/РФ, делается с единственной целью укрепления власти.
Оттепель - не исключение.
Конкретные поводы к конкретной оттепели могут быть разными - выпустить пар, обеспечить собственную безопасность, улучшить международный имидж (с этой целью недавно оттепелело под руководством некоего премьера, слегка повеселившего мир) и т.д.
Но не надо быть излишне наивным.
Нет сменяемости - нет прогресса, ибо см выше. Ну разве цены на нефти чуть помогут.
Позволил себе этот экскурс, так как автор поста сам затронул вопрос бутафорских оттепелей..

А картина понравилась. Передает характер.
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 02:48 am (UTC)
Передаёт характер Пастернака? Вы про картину Космынина?
Автор картины 37 гр, у него есть известные гравюры по дереву, впрочем воочию не видела:).
Как иллюстратор, известен!)
Вернёмся к его изображению Пастернака, из осуждающего- а надо было не хвалить-только строки, заголовок, а сам Борис Пастернак в его изображении вызывает только симпатию.

Но, все же Вы задержались в советском периоде- переносите на настоящее время прошлое восприятие-эти слова можно и пропустить 😜 :)

Edited at 2017-03-01 05:57 am (UTC)
dunlios
Mar. 1st, 2017 03:32 am (UTC)
Честно говоря, я вообще не понял фразы "Вернёмся к его изображению Пастернака, из осуждающего- а надо было не хвалить-только строки, заголовок, а сам Борис Пастернак в его изображении вызывает только симпатию." Как-то это небрежно написано, догадайся мол сама. Не буду гадать.

Я нигде не задержался, я вижу ту же суть в сегодняшнем периоде истории РФ, слегка впрочем прикамуфлированном фантиками госкапитализма.
Однако суть моей профессии - видеть суть за фантиками, простите за тавтологию (намеренную впрочем..:)

Осторожнее с фантиками, особенно если в них - всё тот же продукт вторичный(с) :)
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 03:36 am (UTC)
Я хотела сказать, что художнику Пастернак был симпатичен:)

А "небрежно"? Это блог, а не Литературная газета, и я на работе, далёкой от литераторства, тавтология?)
Фантики фантиками, а я лучше поинтересуюсь икусством.



>суть профессии

Я не боюсь ни KGB, ни FBI, правда

Edited at 2017-03-01 06:39 am (UTC)
dunlios
Mar. 1st, 2017 03:47 am (UTC)
"художнику Пастернак был симпатичен" - безусловно, я это тоже отметил.
Как-то вы невнимательно читаете - ой повторяюсь!

"Фантики фантиками, а я лучше поинтересуюсь искусством" - вы же завело разговор о том, что я застрял в сов. времени. Вот я и объяснил.
Или я против искусств? Покажите пальцем на Бригантине - где конкретно? :)

"суть профессии" - тоже не понял, при чем тут перечисленные конторы.
Я ученый, вы это знаете; а то, что суть науки - отделять суть от плевел, знают даже весьма от науки далекие..
Вот и разбирайтесь теперь в трех этажах тавтологии:).

"Это блог, а не Литературная газета" - никакой разницы в данном случае.
Обращаясь к людям, следует делать с должным уважением.
Я тоже на работе :).
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 05:40 am (UTC)
Про художника можно почитать немного подробнее

Про иллюстратора



Edited at 2017-03-01 08:41 am (UTC)
dunlios
Mar. 1st, 2017 03:40 am (UTC)
Впрочем, я отнюдь не собираюсь навязывать тут политические дискуссии, хотя тема поста вроде бы предполагает; тем более, что к творчеству Пастернака я отношусь отрицательно.

Нет, не то чтобы готов критиковать, просто не мое.

Однако перевод Фауста я ему не прощу! :)
Если он поэт, то сам должен был видеть, что Холодковскому в подметки не годится; зачем выставлять? Популярности дешевой ради?
Если же не поэт - тем более понятно.

С другой стороны - всё-таки осмысленная дискуссия наблюдается, не "Ой миленько"
:)
И то хлеб.. с дурианом:)
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 06:06 am (UTC)
У меня в лексиконе есть словечки Эллочки-людоедки, не обольщайтесь!

Когда в ситуации лучше промолчать, не выругаться, то говорю " Жеееесть какая", чтобы не показать личностную оценку происходящего:)
dunlios
Mar. 1st, 2017 06:18 am (UTC)
Не тогда беда, когда словечки Эллочки-людоедки есть в лексиконе, а тогда, когда других нету:).

" Жеееесть какая" не для того, чтобы не показать личностную оценку, а чтобы не напрягаться подбором чего-то более выразительного и адекватного конкретной ситуации; т.е. да, тоже технология Эллочки, которая с подбором не справлялась и перешла на универсальные штампы.
Лучше избегать, ибо примитивизм, а он опасен, ползуч и въедлив.
Об этом у Булгакова моно найти / испортил стиль работой над примитивными фельетонами.

Так что берегите душу, как советовал.. Билли Кьёу? Не помню точно.

Edited at 2017-03-01 09:24 am (UTC)
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 07:28 am (UTC)
>берегите душу

'И берегите людей, с которыми вам комфортно молчать' :)
dunlios
Mar. 1st, 2017 07:37 am (UTC)
Так это Чичиков.
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 07:49 am (UTC)
Нет, 'Маленький принц'.
"И берегите людей, с которыми вам комфортно молчать,- это бесценно."
Слова могут помешать людям понять друг друга,важно правильно их подбирать,слова могут обидеть и/или ранить.

"Слова-слова"-пела Далида.


dunlios
Mar. 1st, 2017 08:03 am (UTC)
Не может быть слово "комфортно" у Норы Галь. Посмотрю сейчас.

А Чичикова я неспроста помянул.
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 08:09 am (UTC)
По памяти, дома полистать книгу могу:) у каждого своё восприятие, заменять синонимами не грех!:)

При чем тут Чичиков?
dunlios
Mar. 1st, 2017 08:43 am (UTC)
Мне самому интересно стало - конечно же я не помню, что там есть и чего нету. Сто лет в руках не держал. Однако в штыки - "не может быть". Это же выпадает из стиля.
Ага, нету.

Чичиков - В начале второго тома есть про это.
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 11:27 am (UTC)
Да, в главе про Лиса
>Слова только мешают понимать

Видимо невольное пролистывание разных демотиваторов вконтакте сказалось и перепутала, но смысл похож:)

У Чичикова "береги и копи копейку"?)



Edited at 2017-03-01 02:29 pm (UTC)
dim_deev
Mar. 1st, 2017 07:05 am (UTC)
кто нить помнит тех кто на пастернака наезжал?
А поэта помнят =)
А доктора Живаго можно перечитывать раз в год стабильно =)
fast_squirrel
Mar. 1st, 2017 07:24 am (UTC)
Как тогда было?
- Не читал, но осуждаю.

Время все поставило по своим местам. Да, перелистываю часто книгу, согласна, читать не перечитать:)
dunlios
Mar. 1st, 2017 07:41 am (UTC)
К сожалению, очень многих кто на Пастернака наезжал помнят и будут помнить; продажность творческой интеллигенции - вот беда России, а не дураки и не дороги.
Именно вследствие этой продажности место элиты занимает ворье и быдло.
Со всеми вытекающими.

Да что там рассуждать, достаточно лишь оглянуться.
( 19 comments — Leave a comment )